Возможно, до пандемии коронавируса вам удавалось дозировать время, которое ваши дети проводят за просмотром мультиков, фильмов по телевизору или компьютеру, однако сейчас, скорее всего, все изменилось. Специалисты в области детского здоровья выяснили, как переход от просмотра одного - трех мультиков в день к трем часам мультиков в день может повлиять на здоровье и развитие детей.
Правило 1. Не больше одного мультика в день.
Не будем себя обманывать: во многих семьях телевизор работает по многу часов подряд, что сказывается на детском зрении самым пагубным образом. Между тем, в первые годы жизни у малышей происходит активное развитие зрительной системы, и телевизор оказывает значительное влияние на этот процесс.
Принято считать, что оптимальное время просмотра видео для старших дошкольников составляет порядка часа, и уж во всяком случае, недопустимо позволять малышам смотреть более одного полнометражного мультика за день. Для младших школьников продолжительность киносеанса может быть увеличена вдвое, но в ходе просмотра обязательно нужно устраивать как минимум один 15-минутный перерыв.
Детский врач-офтальмолог и мама двоих детей Наталья Локшина, говорит: «В этот период чрезмерные нагрузки на глаза могут привести к серьёзным проблемам со зрением, а потому специалисты вообще не советуют устраивать телесеансы детям младше двух лет. Затем время пребывания ребёнка перед экраном можно постепенно увеличивать, начиная примерно с 20-30 минут в день.
Важно посадить ребёнка прямо перед экраном, на расстоянии не менее 2,5-3 метров, на диван или стул с вертикальной спинкой, служащей опорой для позвоночника. Не приучайте ребёнка кушать перед телевизором и постарайтесь сами избегать перерывов на перекус.
Правило 2. Создайте правильные условия для просмотра.
Не стоит смотреть телевизор в полностью затемнённой комнате, поскольку слишком резкие перепады яркости быстро вызывают у детей зрительное утомление. Если есть возможность, смотрите мультики днём или вечером в хорошо освещённой комнате.
Правило 3. Следите за качеством изображения.
В дозированных количествах просмотр мультфильмов безусловно способствует здоровому развитию ребёнка. При недостатке разнообразных визуальных ощущений у него может возникнуть амблиопия, то есть задержка в развитии зрительного анализатора. В этом смысле важно, чтобы изображение на экране было чётким, свободным от раздражающего мерцания и других дефектов. Нельзя допускать, чтобы знакомство с кинематографом для маленьких зрителей было омрачено блёклыми красками и расплывчатыми силуэтами. Очень важно, чтобы на телевизионном экране малыши видели своих любимых персонажей яркими, живыми, несущими радость и доброту.
Специалист лаборатории психологии творчества Института психологии РАН, кандидат психологических наук Алексей Алексеевич Медынцев, рассказывает: «Некачественное изображение отрицательно сказывается на состоянии зрительной системы. У детей с нарушениями зрения психологи отмечают заметные задержки в общем развитии. У них формируются обеднённые зрительные образы, процессы обучения замедляются из-за ухудшенного внимания. Плохо видящие дети обладают большей эмоциональностью и тревожностью. Все эти факторы значительно затрудняют их приспособление к полноценной жизни и требуют обязательного вмешательства со стороны специализированных психологов и педагогов. Поэтому не стоит рисковать психическим развитием ребёнка и показывать ему фильмы плохого качества, способные испортить зрение».
Правило 4. Выбирайте добрые мультфильмы.
Мультфильмы положительно влияют на развитие воображения, фантазии и эмоциональной сферы ребёнка. Очень важно следить, какие мультики смотрит ваш ребенок, персонажи должны быть разными (озорными, непоседливыми, спокойными), но не нести агрессию, вызывать не только положительные, но и отрицательные эмоции, учить дружбе, взаимопомощи и правильным поступкам.
Понаблюдайте, как ваш ребёнок реагирует на смену картинки, песни в мультфильмах, смешные и пугающие эпизоды, чтобы в следующий раз выбрать правильный фильм для семейного просмотра.
Правило 5. Смотрите мультфильмы вместе.
Ничто так не объединяет, как совместное времяпрепровождение! Поскольку дети более активно реагируют на просмотр мультфильмов, чем взрослые, очень важно поддержать их воодушевление. Ребёнку обязательно нужно иметь возможность с кем-то поделиться своими переживаниями. Во время просмотра и после поговорите с ребенком о персонажах, вместе нарисуйте героев мультика или придумайте отдельную историю про героев и разыграйте её. Кроме того, просмотр мультфильмов вместе с ребёнком даёт возможность объяснить ему, «что такое хорошо и что такое плохо».
Медиа — всего лишь еще одна среда. Дети делают то же самое, что и всегда, но только виртуально. Как и любая окружающая среда, медиа может привносить в их жизнь и хорошее, и плохое.
Правило 6. Родительские обязанности не изменились!
Те же правила, которые формируют реальную жизнь ребенка, распространяются и на жизнь виртуальную. Играйте с ними. Установите границы, дети их ожидают и в них нуждаются. Учите доброте. Необходим образец для подражания. Ограничьте свое потребление медиа. Нельзя требовать от ребенка беспрекословного подчинения правилам, если вы сами их нарушаете. Воспитание ребенка требует реального общения, а не виртуального.
Мы учимся друг у друга.
Дети развиваются лучше через коммуникацию. Разговоры родителей с малышами все еще важнейший фактор развития речи, в отличие от пассивного показа видеороликов. Чем больше живого общения используется в медиа, тем лучше (например, разговоры по скайпу с уехавшим родителем, родственником).
Правило 7. Контент имеет значение.
Качество информации важнее, чем платформа, с которой ребенок ее получает. Ограничьте количество жестокости в компьютерных играх, сексуального контента по телевизору.
Соучастие приветствуется.
Участие семьи в медиапространстве облегчает социальное взаимодействие и обучение. Сыграйте в видеоигры с вашим ребенком. Ваше участие определяет то, как ребенок понимает медиапространство, вы направляете его. Бесструктурные игры развивают креативность.
Правило 8. Сделайте ежедневное время, проведенное за пределами экранов, приоритетным.
Установите границы.
Использование техники, как и все остальные виды деятельности, требует разумных ограничений.
Быть онлайн — это нормально.
Взаимоотношения в интернете необходимы для развития подростков. Социальные сети могут помочь сформировать детскую индивидуальность. Научите своего ребенка правильному поведению как в реальном, так и в виртуальном мире.Создайте зоны свободные от техники.
Например, семейный ужин или поездка в машине. Заряжайте телефоны за пределами детской. Эти действия улучшат взаимоотношения в семье и сделают сон ваших детей крепче.
Дети всегда остаются детьми. Они будут ошибаться, используя медиа. Эти ошибки могут превратиться в опыт при терпеливом обращении. Правда, некоторые нарушения — секстинг или размещение в сети опасных изображений — это сигнал родителю о том, что необходимо вмешаться!
автор: ГБУ РЦДПОВ Бологовского муниципального округа